Сок - такой уж ли натуральный?

Заметка из "Коммерсантъ-Деньги" за 12.05.1999 г. проясняет, что такое "натуральные соки", которые продаются в магазинах.

Что мы пьем

Соки делаются так. Натуральный сок апельсина (яблока, мандарина, ананаса) выпаривается на специальном противне при температуре, близкой к температуре кипения (до кипения сок не доводят - иначе он потеряет полезные вещества и витамины).

Полученное вещество - концентрат (массу, похожую на варенье) -- упаковывают в асептические бочонки или танкеры с охлаждением и доставляют заказчику - хоть на другой конец света. Очень часто концентраты смешивают, делая, например, яблочно-банановую или апельсиново-ананасовую смесь. Потом на заводе в концентрат добавляют ровно столько воды, сколько раньше выпарили. Получается 100-процентный натуральный сок (о чем свидетельствует надпись на упаковке).

По вкусовым характеристикам и содержанию полезных веществ такой сок идентичен натуральному. К примеру, стакан апельсинового сока содержит дневную норму витамина С. Российский стандарт допускает использование при производстве соков специальных ферментов, усиливающих вкус, и ароматизаторов. Ничего плохого в этом нет, ведь чаще всего эти добавки имеют природную основу -- ароматизаторы производят из кожуры фруктов.

Более половины мирового рынка концентратов контролируют три поставщика -- Cargill (США), Dohler (ФРГ) и Del Monte (Великобритания). Del Monte считается крупнейшим поставщиком ананасового концентрата, Cargill -- апельсинового. Именно с этими компаниями предпочитают работать крупнейшие российские производители соков: по их мнению, эти компании поставляют лучшие концентраты, изготовленные с полным соблюдением технологии. Часть наших производителей для экономии средств покупают концентрат более низкого качества (с более низким содержанием полезных веществ и витаминов), произведенный небольшими фирмами в Израиле, Сирии или Мексике.

Производят концентрат и в России. Правда, пока только яблочный. Если 100-процентный сок разбавляют водой или добавляют сахар, этот напиток уже называется нектаром. Содержание натурального сока в нектаре должно быть не менее 35%. За нектарами идут сокосодержащие напитки (не менее 10% концентрата). Замыкают список так называемые дринки. Там концентрат содержится в минимальных объемах (менее 10%), а вкусовые характеристики определяются разными добавками.

Вовсе не содержат натуральных компонентов так называемые сухие напитки (Zuko, Yupi, Sprim и т. д.), несмотря на то что многие из них при разбавлении водой по консистенции почти не отличаются от натуральных соков. Они представляют собой смесь химических веществ -- красителей, ароматизаторов и проч. Полезными свойствами они не обладают, зато весьма дешевы (самое дорогое, например, в напитке Zuko -- это упаковка) и практичны.

Года три-четыре назад в СМИ -- не без помощи производителей натуральных соков -- появились материалы о пагубном воздействии подобных напитков на здоровье человека и запрете их за рубежом. Действительно, в ряде стран Европы существуют определенные ограничения при продаже сухих напитков (нельзя помещать на этикетку фотографию фруктов, чтобы покупатель не подумал, что приобретает натуральный продукт). Однако об их полном запрете речь пока не идет. Как заметил один из импортеров этого товара, "если сегодня запретить Zuko, то завтра нужно будет отказать в разрешении на продажу Coca-Cola. Ведь там химии не меньше".

Это прекрасно понимают и в санэпидемнадзоре России. Поэтому единственное ограничение, указанное в правилах продажи сухих концентратов в нашей стране, такое: в рекламе этих товаров можно использовать только слово "напиток", но никак не "сок".

Если кто владеет информацией, как изменилась с тех пор ситуация с производством соков - обязательно напишите.

Теги: 

Поделиться: